ЛЮБИМЕЦ ПУБЛИКИ
31/05/2020
ЛЮБИМЕЦ ПУБЛИКИ
Одиннадцать лет выступлений на самом высоком уровне, не снижая планку и требований к себе, многочисленные титулы и завоеванные призовые места дальневосточного и российского первенств и турниров. И звание одного из сильнейших боксеров Приморского края и всесоюзного общества «Спартак» 1970-х годов. Все это — Евгений Живилло, человек, чье имя накрепко связано с историей бокса Уссурийска.
Евгений Живилло, которому суждено было стать двукратным чемпионом Центрального совета «Спартак» по боксу, родился в поселке сахарного комбината 31 июня 1950 года. В этом районе отдаленной части Уссурийска и прошли его детство и юность. Отец Борис Яковлевич работал дефектовщиком на 206 бронетанковом ремонтном заводе, мама Нина Алексеевна, уроженка города Сучан (сейчас — Партизанск) — медицинской операционной сестрой в военном госпитале.
Семья проживала в тогда престижном четырехэтажном доме – всего на территории поселка имелось три таких строения. Живило жили на первом этаже, а в соседнем подъезде и также на первом этаже располагался детский сад, под который были отданы квартиры. Посещать детсад было очень удобно: вышел из одного подъезда и зашел в другой. А вот школы он поменял три, и все на территории Сахпоселка. Первые четыре класса отучился в начальной 23-й школе, затем учащихся перевели в 8-ю, которая находилась в двухэтажном здании. Но здесь Евгений отучился всего полгода, а в 1962 году ввели в эксплуатацию 28-ю школу, и многих учащихся определили туда.
Любимыми предметами для Евгения были физкультура, пение, русский язык и литература, по которым у него были пятерки, остальные предметы ему были не очень интересны.
Любовь к литературе привила ему мать. Что касается пения, возможно, здесь сказались гены, его дядя был оперным певцом и эмигрировал во Францию. А физкультура подвижному, активному мальчику просто нравилась. В составе сверстников он даже стал победителем первенства Приморского края по футболу. Помимо футбола играли в лапту, в «войнушку» на Хениной сопке, ну и, конечно, порой дрались. Куда же без этого?
Полной противоположностью Евгения был его старший брат Сергей – отличник учебы, член сборной школы по баскетболу, посещавший, кроме того, гимнастику в спортивном зале гарнизонного Дома офицеров.
Футбольного продолжения у Жени не последовало. Но в его жизнь пришел бокс. Как-то его товарищ Сергей Корниенко принес в школу две пары боксерских перчаток – должно быть, взял у своих старших братьев – и предложил другим школьникам побоксировать. Двум от него досталось, а по Живилло он ни разу не попал, чему Евгений сам удивился, ведь ранее он не занимался боксом. А спустя несколько дней в школе повесили объявление о наборе в секцию бокса в Доме советской армии. И человек пятнадцать учеников поспешили туда.
В спортзале их встретил тренер Руслан Хабисов. Ребята провели несколько тренировок, — тогда они проходили три раза в неделю, и Руслан Датеевич сказал им идти в зал бокса общества «Спартак». Он располагался рядом – на месте нынешнего аграрного колледжа. Зал был совсем маленький, а народу ходило много. Не протолкнуться. И что самое странное, в качестве наставника выступал не умудренный опытом тренер, а такие же молодые боксеры, только на два-три года старше. Они давали какие-то азы, но больше всё боксировали с вновь прибывшими. И били серьезно. В результате некоторые не выдержавшие нагрузок и конкуренции ребята практически сразу же оставили бокс. Евгений вместе с оставшимися новичками вскоре вновь перешел под опеку Руслана Хабисова.
Отсутствие желание учиться все-таки побудило оставить среднюю школу. В середине 9-го класса он прекратил посещать занятия и ушел на бронетанковый ремонтный завод. Сначала работал учеником регулировщика, а, выучившись, – регулировщиком танковых двигателей. С нового учебного года вновь пошел учиться, на этот раз – в вечернюю школу, которая находилась в старом здании 8-й школы. Учебный курс за 9-й класс пришлось проходить заново. И продолжал посещать тренировки. Все время, говорит Евгений Борисович, пока он учился в вечерней школе с 9-го по 11-й класс, казались ему адом. Особенно те дни, которые были заполнены и учебой и тренировкой.
С утра и до 15.45 работа на заводе, — Евгения, как несовершеннолетнего, отпускали на час раньше. Затем он спешил домой, переодевался, хватал тренировочную сумку и летел на автобус. Автобусы ходили редко, и обычно они были заполнены битком. Поэтому Евгений с другими боксерами втискивались в них кое-как и доезжали до центрального рынка, откуда он бежал в спортзал ДОСА. Позанимавшись, вновь мчался на рынок на автобусную остановку, возвращался в сахпоселок к 18.45 и шел учиться в вечернюю школу. Дома был только где-то около полуночи. И так три года. В связи с учебой в вечерней школе Евгению предоставили отсрочку от прохождения военной службы.
В 1970 году он поступил в Уссурийский государственный педагогический институт на филологический факультет. Поступить было очень непросто, признается Евгений Борисович, но благодаря тренеру Руслану Хабисову и преподавателю кафедры физвоспитания Анне Моисеевне Тарабриной ему удалось стать студентом. К тому времени Живилло уже был известным боксером, одерживавшим победы на уровне чемпионата республики и Советского Союза.
Многочисленные спарринги и соревнования с участием представителей обществ «Трудовые резервы», «Спартак», «Локомотив», сельхозинститута, спортсменов-военнослужащих из спортивной роты, а также трудолюбие и рвение, проявляемые Евгением, принесли свои результаты. Уже спустя два года после начала тренировок, в 1968 году, на соревнованиях в Красноярске он становится победителем зонального первенства общества «Спартак». И вместе с несколькими ребятами, включая Михаила Беловицкого, Виктора Чунтука летит в Горький на первенство РСФСР. Но первое участие в турнире российского уровня оканчивается неудачей. И Живилло, и его коллеги по команде проигрывают.
1969 год для Живилло стал более успешным. Он выигрывает зональное первенство в Иркутске, затем завоевывает «бронзу» российского первенства общества «Спартак» среди молодежи в первом среднем весе. А за несколько дней до наступления Нового года одерживает победу на открытом первенстве Владивостока среди молодежи в категории до 71 кг.
Спервого же года выступлений Женя неизменно поддерживал высокую планку и не позволял усомниться в своем мастерстве. А если мастерства не хватало, в конце концов, находились и более сильные соперники, он все равно боксировал до конца: до крови, до потери сознания. И продолжал драться порой, даже, не осмысливая происходящее, как это было, в частности, на первенстве Приморского края, когда он боксировал Лобакина. Бывший спартаковец, призванный служить на Тихоокеанский флот, в первом раунде нанес удар справа в голову Евгению. После чего уссуриец отключился, но на каких-то инстинктах, совершенно не осознавая происходящего, продолжал вести бой. Очнулся в углу, сидя на табуретке, когда уже все закончилось.
— Запомнилось, как Руслан Хабисов снимал с меня перчатки, а как поднимали мою руку, как победителя, уже не помню. Брат Сергей меня еще спросил меня, как же я боксировал? И советовал оставить бокс. Но я его не бросил.
.
Вершиной успеха выступлений по «молодежи» стал 1970-й год. Сначала была победа в состязаниях среди юниоров в первом среднем весе на XVII-й зимней спартакиаде Краснознаменного Дальневосточного военного округа – Евгения регулярно привлекали в 5-й армии для выступлений за это воинское подразделение. В апреле он дважды выигрывает первенство Приморья: по обществу «Спартак» и в соревнованиях, проводимых комитетом по физкультуре и спорту крайисполкома. И, наконец, на соревнованиях в Белгороде становится серебряным призером российского республиканского совета общества «Спартак». В финале Живилло уступил по очкам местному спортсмену Александру Лютенко, но, тем не менее, удостоился права выступать в первенстве Центрального совета общества «Спартак». Тренировочные сборы проходили в Пятигорске, в которых вместе с Евгением участвовали уссуриец Юрий Коломеец и боксер из Владивостока Валерий Митяев. А на финал отправились в Самарканд. Здесь Евгению вновь суждено было боксировать с Лютенко, которому он рассек бровь и тот вынужден был сняться с боя, а Живилло стал лучшим боксером-спартаковцем молодежного первенства ДСО «Спартак» в первом среднем весе.
После боя к нему обратился представитель делегации Белоруссии с предложением переехать в Минск. Парню обещали комнату в общежитии, возможность поступить в институт физкультуры и спорта в обмен за выступление за белорусскую республику. Но Евгений так и не надумал переехать.
Но конец 1970-го года оказался смазанным. Евгений уступил в первом же бою на проходившем в Барнауле первенстве Советского Союза. А осенью проиграл нокаутом будущему мастеру спорта международного класса Ивану Городилову. Но тогда Иван только призвался на флот, был неизвестен широкой публике, поэтому поражение Живилло признали неожиданным. После этого боя уссуриец восстанавливался две недели, не надевая перчатки и занимаясь только общефизической подготовкой.
В 1971 году Евгений продолжил собирать награды, но теперь уже выступая по взрослым. Уссурийский боксер удостоился серебряной медали российского первенства общества «Спартак» в категории до 71 кг, турнир проходил в Краснодаре. Выиграл первое место в матче городов по боксу Дальнего Востока. Однако снова не обошлось без поражений. Особенно обидное было на турнире памяти Константина Короткова в Хабаровске. На пути к финалу Евгений одержал несколько побед, в том числе за явным преимуществом. И в финале выиграл у местного боксера Салманова. Но победу отдали его противнику.
В следующем году уссуриец сполна рассчитался с хабаровчанином, превзойдя его и дома, и в Хабаровске. Причем выиграл досрочно в виду явного преимущества. Это были зональные соревнования на кубок ВЦСПС с участием сборных команд регионов Дальнего Востока. Сборная Приморья, в основном составленная из представителей Уссурийска, в течение года провела двенадцать встреч — по шесть дома и в гостях против команд Читинской, Камчатской, Магаданской области, Хабаровского края, Якутской и Бурятской республик. Евгений провел двенадцать боев и во всех вышел победителем!
В том же 1972 году он в пятый раз подряд принял участие в финале российского первенства общества «Спартак» в Белгороде и в четвертый раз подряд вернулся домой с бронзовой медалью.
Еще одну медаль в том году, на этот раз — золотую, он завоевал в Днепропетровске на всесоюзном турнире памяти Александра Матросова. Четвертьфинал, да и финал выиграл достаточно легко. А вот полуфинал против соперника – кандидата в мастера спорта, выдался очень тяжелым. Евгений Борисович помнит тот бой до сих пор:
— Мы тогда с ним под конец боя очень сильно устали, часто сходились в клинч, а затем тяжело отваливались друг от друга. Я чувствовал, что ему уже не хватает сил бить, да и у меня их уже не оставалось. И все-таки я наносил удары через «не могу», и судьи признали меня победителем. По окончанию соревнования мне присвоили звание «Мастер спорта СССР».
К тому времени Евгений Живилло по праву был одним из любимцев уссурийской публики. Ему активно симпатизировали и очень за него переживали и на многочисленных матчевых встречах сборных регионов в 1972 году. И в том числе и осенью 1973 года на всесоюзном турнире по боксу, посвященном памяти героя гражданской войны Сергея Лазо.
— Турнир проходил в уссурийском цирке, — вспоминает Евгений Борисович, ставший победителем тех соревнований в весе до 71 кг. — Людей было «море». Сидели не только в креслах, все проходы были забиты. И так активно болели. Ты выходишь в ринг, а тебе кричат, подбадривают: «Женя! Живилло!». После окончания боя обязательно кланяешься болельщикам на все четыре стороны в благодарность за то, что они меня поддерживали.
В этот год случилось еще одно радостное событие: у него родился первенец Эдуард.
В феврале 1974 года Евгений вновь успешно выступил в первенстве российского республиканского совета ДСО «Спартак», завоевав третье место на турнире в Петрозаводске. Спустя несколько месяцев подошло к концу обучение на филологическом факультете УГПИ, боксер должен был остаться в вузе на кафедре физвоспитания преподавать физкультуру. По крайней мере, такая договоренность была с ректором института Иваном Купцовым. Но Иван Иванович покинул вуз, а новому ректору Живилло не понадобился. Выпускнику, как и всем предложили по распределению идти работать в сельскую школу учителем русского языка и литературы. Но он не пошел и в школу. Как-то на прогулке с семьей встретил руководителя спортроты заслуженного тренера РСФСР Ивана Степановича Бурого, разговорились. И благодаря содействию Ивана Степановича Живилло был призван для прохождения службы в «румынский» полк в Уссурийске, а фактически продолжал оставаться дома и заниматься боксом. И вот как раз, проходя службу в армии, он добился одного из своих самых громких успехов в спортивной карьере — в октябре 1975 года впервые наконец-то выиграл российское первенство ДСО «Спартак», оно проходило в Курске. А спустя две недели на соревнованиях в Севастополе первенствовал в чемпионате Центрального совета этого спортивного общества. Это был его второй его титул лучшего спартаковца СССР по боксу в своей весовой категории.
А ведь в том году он мог вообще не поехать на первенство. Живилло по независящим от него обстоятельствам пропустил зональное первенство ДСО «Спартак» в своем весе до 71 кг и, таким образом, лишился путевки на турнир лучших спартаковцев России. Дальний Восток в этом весе представлял уссуриец Виктор Сумароков. Евгений же благодаря персональному приглашению старшего тренера российского совета ДСО «Спартак» Виктора Мартынова удостоился права выступить в категории до 75 кг и достаточно спокойно выиграл и в Курске, и в Севастополе. Предстоящему кубку СССР готовились в Алуште. Но на этом турнире в Запорожье уссурийца, как и в 1970 году, опять ждало разочарование - он уступил в первом поединке.
Но это далеко не все. Будучи студентом, а затем и тренером по боксу сборной Уссурийского высшего военного автомобильного командного училища, Евгений Живилло семь раз выигрывал чемпионат Краснознаменного дальневосточного военного округа. Мог бы стать и восьмикратным чемпионом, но в последний – восьмой раз, когда он боксировал в финале против будущего мастера спорта международного класса Самвела Абрамяна, его откровенно засудили. Причем это было в Уссурийске на глазах у представителя сборной УВВАКУ подполковника Юрия Пуликова. Юрий Степанович был в бешенстве от решения судей, говорит Евгений Борисович.
А на чемпионате Вооруженных сил выступал только один раз. В Курске в первом же бою уступил по очкам представителю Грузии. Больше не ездил. Не хотел, считая, что ему — гражданскому человеку не было необходимости «сражаться» в турнире военнослужащих. Другое дело — чемпионат КДВО, который обычно проходил в январе в межсоревновательный период и позволял поддерживать спортивную форму.
Евгений много раз завершал бои за явным преимуществом, но в нокаут соперника отправлял только дважды. Один из них как раз случился на чемпионате КДВО. Это был даже не официальный, а скорее товарищеский бой. Так вышло, что у Живилло не оказалось противника в весе до 71 кг, а у Виктора Белого из УВВАКУ — в весовой категории до 75 кг. Парни попросили главного судью побоксировать между собой, и тот разрешил. Планировалось, что это будет легкий тренировочный поединок, но на деле все вышло иначе.
— Мы боксируем, — вспоминает Евгений Борисович, — и тут Белый в первом раунде наносит мне сильный удар. Я разозлился, ведь мы договаривались, что не будем боксировать серьезно. И когда он в очередной раз бросился на меня, я попал ему снизу с левой в челюсть. Он упал.
Второй раз Живилло закончил бой нокаутом на чемпионате Приморского края. Этим же турниром он завершил свою спортивную карьеру. Это произошло во Владивостоке в апреле 1979 года. К тому времени ему не исполнилось еще 29 лет. К мысли «повесить перчатки на гвоздь» он отчетливо пришел на соревновании, организованном ВЦСПС в Магадане незадолго до чемпионата Приморского края 1979 года.
— Я обратил внимание, — рассказывает Евгений Борисович, — что мои ноги не успевают за руками, и подумал, — возраст берет свое и со спортом надо заканчивать. Но в Магадане тогда выиграл.
На последнем его чемпионате края решалось, станет ли он или нет десятикратным победителем этого турнира. На тот момент на его счету было уже девять титулов, завоеванных на краевом чемпионате среди молодежи и взрослых. И вообще, в этом турнире ниже третьего места он не опускался.
В чемпионате 1979 года он дошел до финала и прямо перед окончанием второго раунда финального поединка с представителем Владивостока получил рассечение брови. Течет кровь, врач выносит вердикт о необходимости прекращения боя. Такого же мнения придерживается и главный судья соревнований Борис Кубасов. Но Живилло просит Бориса Егоровича продолжить поединок, говоря, что это вообще его последний поединок в жизни. И Кубасов объявляет в микрофон, что бой продолжается. Врач и команда уссурийца кое-как склеивают ему бровь. Он держится последние три минуты против бросившегося на него соперника, посылает того в нокдаун. Одерживает победу и становится десятикратным чемпионом Приморского края.
Сразу после награждения Евгения отвезли в больницу, где врач Юрий Пиголкин зашил ему бровь. Сейчас Юрий Иванович – известный ученый, специалист во многих областях судебной медицины, член-корреспондент Российской академии медицинских наук и Российской академии наук. А еще до поступления в вуз он также занимался боксом в Уссурийске и был призером российского первенства ДСО «Спартак» по юниорам.
В чемпионате Приморского края Евгению Борисовичу больше всего запомнилось его противостояние с кандидатом в мастера спорта, членом сборной ЦС общества «Динамо», студентом Дальневосточного политехнического института Олегом Евдокимовым. Уссуриец и боксер из Владивостока четырежды встречались в финале и каждый по два раза выходил победителем.
— Больше я ни с кем столько не боксировал, — говорит Евгений Живилло. – Впоследствии Евдокимов уехал в Краснодар и там стал мастером спорта.
Единственное, он жалеет, что не удалось выступить на российском первенстве общества «Локомотив». Так хорошо выступал на первенстве общества «Спартак», что просто не оставалось времени на главный российский турнир железнодорожников. Хотя однажды, в 1977 году, все же стал лучшим на соревнованиях по боксу Дорожного совета ДСО «Локомотив» Дальневосточной железной дороги в категории до 75 кг.
После возвращения из армии Евгений устроился работать тренером по боксу в детско-юношескую спортивную школу. Тренировал во дворце спорта «Спартак». Уже скоро сразу девять его воспитанников, стали победителями первенства Приморского края. Однако в 1979 году он покинул тренерскую деятельность и пошел работать в краевую базу крайпотребсоюза заместителем директора по общим вопросам. Далее была многолетняя работа в автоколонне 1408 под и директором автостоянки «Уссури-Сервис».
В начале 2000 годов Евгений Борисович вернулся к тренерской деятельности. Его восптанник Вячеслав Хамидулин стал чемпионом Дальнего Востока, а Валерий и Сергей Панюшкины — призером и финалистом первенства Дальнего Востока. Но спустя четыре года он вновь оставил работу.
И в течение уже нескольких десятилетий в качестве судьи и рефери продолжает обслуживать соревнования, и несколько раз признавался лучшим судьей турнира.
Будучи спортсменом, Евгений Живилло объездил едва ли не весь Советский Союз, побывав в 22-х городах — от Якутии до Пятигорска и Самарканда и от Магадана до Петрозаводска и Украины. Его несколько раз приглашали переехать тренироваться в другие регионы: в Минск, Москву, Магадан. Но он не уехал, оставшись верным своему городу. Для тех, кто видел Живилло на ринге, кто помнит, как он своими победами добывал славу Уссурийску, он все также будет оставаться их любимцем и кумиром.
{joomplucat:173}
По материалам сайта www.ussr-boxing.ru
Фото из личного архива Евгения Живилло.